ГИБДД Татарстана оспорит в суде дело казанца, который с помощью законов физики отменил штраф с фоторадара «КРИС-П»
Портал sntat.ru выяснил можно ли будучи не физиком оспорить штраф с передвижного радара и есть ли смысл теперь каждому автомобилисту идти в суд.
Юрию Горюнову, кандидату физико-математических наук, сотруднику Физико-технического института имени Завойского ещё рано праздновать победу над ГИБДД. Решение Высокогорского районного суда ГИБДД Татарстана решило оспорить. 8 июня в Верховном суде Татарстана состоится заседание по 500 рублёвому штрафу, выписанному передвижным радаром. На первые заседания придставители ответчика - ГИБДД Татарстана не явились, наверное, будучи уверенными в том, что суд не примет сторону истца. Но не тут то было. Поэтому этот случай называют уникальным.
Напомним, как разворачивались события. Юрий Горюнов обратился в суд, после того как ему пришло «письмо счастья» от ГИБДД. В постановлении указывалось, что Горюнов на своей «Гранте» ехал 92 километра в час, при разрешённой скорости в 70 километров. Водитель же был уверен, что скоростной режим не нарушал.
Самое интересное, что это второй штраф, выписанный Горюнову радаром «КРИС-П» на том же месте - 822 километре дороги «Москва-Уфа» и показания скорости совпадают один в один - тоже 92 километра в час. То есть необычайно стабилен за рулём казанский физик Горюнов. Эти совпадения автолюбителя насторожили, и он решил разобраться, а верно ли измеряет скорость фоторадар.
Из доказательств у Горюнова фотография его автомобиля в постановлении, которое ему пришло по почте. Ознакомившись с интернете с инструкцией к «КРИС-П», Горюнов выяснил, что у производителя очень чёткие требования к установке фоторадара. Если ими пренебрегнуть, то устройство начинает неправильно измерять скорость автомобиля. Вооружившись линейкой, он по фотографии начал вычислять под каким углом сделан снимок. Для этого замерил расстояние от фары до фары и габариты. Эта же информация есть на чертежах автомобиля. Эти данные отличаются, по ним можно выяснить угол между лучом радара и направлением оси автомобиля.
- Главное - автомобиль должен быть виден на фотографии под углом 25º ±1º. И собственно эту важнейшую информацию должна нести фотография, прилагаемая к постановлению, а не только вид государственного регистрационного знака транспортного средства. Если этот угол отличается в меньшую сторону, идет завышение измеренной скорости на 10-11% к реальной, - объясняет Горюнов.
В инструкции в «КРИСу» указано, что прибор должен быть установлен на расстоянии от 3 до 17 метров от полосы на которую он «работает». В реальности же радары устанавливают на разделительной полосе между отбойниками, на обочине, где расстояние до измеряемого автомобиля может быть менее трёх метров, соответственно уменьшается тот самый угол, о котором говорит Юрий Горюнов.
Что делать, если вы не обременены знаниями физики и математики?
Бывают случаи, когда неправильно установленный радар виден невооружённым глазом.
- В моем случае на фотографии было явно видно ещё и днище автомобиля. То есть, если клиренс 160 мм, то прибор стоял в канаве, ниже полотна дороги. Это значит, что луч радара скользил вдоль дорожного полотна. А что такое этот слой воздуха при утренней росе и прогреваемом ярким солнцем влажном дорожном полотне? Это 100% влажность при температуре 30-40 градусов. Для физика это автоматически означает понимание, что показатель преломления увеличивается на 3-4%, то есть примерно на столько же уменьшается скорость распространения радиоволн радара. А последнее за собой «тянет» изменение отношения скорости транспортного средства к скорости распространения радиоволн в формуле для эффекта Доплера и, если в фоторадарном комплексе вместо скорости распространения радиоволн «забита» константа, а она там «забита», ибо влажность на дороге и «скорость света» никто не измеряет, то это автоматически приводит к завышению измеренной скорости на эти самые 3-4 %. Т.е. на самом деле не 92 км/ч, а 88-89 км/ч, - объясняет кандитат наук.
Так же явный признак, что фоторадар установлен неправильно, если автомобиль снят в анфас. То есть виден только перед автомобиля, а бок не виден. Это значит, что фотографировали в упор, не соблюдая требований к установке радара. На «правильной» фотографии должны быть видны передние левый и правый габариты, а так же задний левый.
Неправильно (фото со штрафа, выписанного Горюнову):
Правильно (фото из инструкции по эксплуатации «КРИС-П»):
Сейчас Горюнов задумался над созданием мобильного приложения, которое по снимку в «письме счастья» само бы считало правильно установлен радар или нет.
Доказать свою точку зрения судье Горюнову было не просто. Понадобилось 4 заседания, чтобы судья вник в процесс. В деле было 250 страниц. Будучи не уверенным в том, что «фемида» примет во внимание законы физики, Горбнов линию защиты построил ещё и на том, что «КРИС-П» - не автоматический прибор, как об этом заявляет производитель. Ведь в автоматическом режиме происходит только фотографирование. Устанавливает и настраивает фоторадар человек.
То есть если вы не сильно разбираетесь в законах физики и математических формулах, то оспорить штраф, выписанный «КРИСом» можно убедив судью, в том что радар не является автоматическим прибором измерения скорости. И такие случаи в судебной практике были.
Значит ли прецедент Горюнова, что теперь каждый сможет оспорить штраф?
Этот вопрос мы задали автоюристу Виктору Шабанову, у которого есть опыт в судебных спорах с ГИБДД. По словам юриста в России не прецедентное право. То есть решение одного суда не может служить безусловным основанием для принятия аналогичного решение другим судами.
- У нас принцип состязательности. То есть стороны в суде состязаются приводя те или иные доводы. И победит та сторона, которая убедит судью в своей правоте, - говорит Виктор Шабанов.
То есть если сейчас другой физик пойдёт оспаривать штраф от ГИБДД, не факт, что правосудие окажется на его стороне.
Что делать если вам прислали штраф за превышение скорости?
1. Вспомнить, совершали ли вы правонарушение или нет. Если совершали - понести наказание - оплатить штраф.
2. Если не совершали подготовить жалобу в суд на постановление об административном правонарушении. Образец жалобы можно скачать в интернете.
3. В суде привести доказательства своей невиновности, опираясь на нормы действующего законодательства. (Фотография сделанная фоторадаром, может являться доказательством, если по ней видно, что «нарушение» зафиксировано с нарушениями).
4. Убедить судью, что постановление ГИБДД было вынесено неправомерно (в случае Горюнова невиновность была доказана с точки зрения фундаментальной науки).
5. После отмены постановления в суде, взыскать деньги с Федерального казначейства за моральный ущерб по поводу несправедливо выписанного штрафа и за услуги юриста (если вы пользовались его услугами).
Кстати, такой случай, когда автолюбителю удалось с ГИБДД взыскать моральный ущерб за неправомерно выписанный штраф был. В апреле 2016 года житель Казани подал в суд на ГИБДД. Водителю выписали штраф за якобы непристегнутый ремень, в суде он смог убедить судью, что нарушение не доказано. А потом решил «наказать» ГИБДД за потраченное время, деньги и нервы. Истцу присудили 15 тысяч рублей - 5 тысяч моральный ущерб и 10 тысяч услуги адвоката.
Автор: Дарья Турцева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев